Программа «Золотой ключик»
Наша программа ориентирована на ребенка, его психологические особенности и индивидуальные характеристики. Через фантазию, игру, театр, художественное творчество, ребенок, при помощи взрослого, конструирует свой мир, где он может полноценно реализовать свои способности и интересы.
Вводная информация
Исторические основы
В основу программы была положена культурно-историческая теория Л.С. Выготского, его идеи о единстве аффекта и интеллекта, спонтанном и реактивном обучении, особенностях и закономерностях психического развития ребенка в дошкольном и младшем школьном периодах развития, а также периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.
Основные принципы и ключевые моменты.
- Центральной фигурой в педагогическом процессе является ребенок. Взрослый не столько учит и воспитывает детей, сколько живет совместной с ними содержательной и интересной жизнью, а внутри этой жизни решает конкретные педагогические задачи.
- Единое образовательное пространство. Система отношений взрослых и детей строится по образцу большой общественной семьи, являющейся своеобразным продолжением собственной семьи ребенка.
- Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. В разновозрастной группе происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки.
- На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные. Полноценное развитие личности является необходимым условием для успешного обучения, а не наоборот.
- Педагогическая деятельность осуществляется на основе парной педагогики. В группе одновременно работают два воспитателя, выстраивающие с детьми разного возраста многопозиционное общение.
- Жизнь и группы, и каждого ребенка, и членов семьи строится по событийному принципу. События – это то, что вносит разнообразие в повседневную жизнь и, одновременно, это совместное бытие детей и взрослых.
- Общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.