Ровесническое образование
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Заявки участников в статусе "не рассмотрена" будут обработаны в течении суток
Наверх

Ровесническое образование

Ровесническое образование – практика, направленная на развитие детского обучающегося сообщества у дошкольников.

Детское сообщество рассматривается нами как организованная общность дошкольников-ровесников, которая позволяет детям самостоятельно получать знания, организованно работать в группах, по-деловому обсуждать задание, преодолевать разобщенность, инициативно передавать свой опыт и личные впечатления сверстнику.

Для чего детям сообщество?  В организованном сообществе возникают по-человечески благоприятные естественные условия для сравнения своих знаний, умений со знаниями, умениями и возможностями сверстника. Такое взаимодействие детей даёт высокий образовательный эффект, а именно: способность ставить цели своих действий и находить свой стиль деятельности, обнаруживать задачу, планировать действия и искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний, проявлять самостоятельность при решении своих проблем, оценивать результативность предпринятых действий.

Благоприятная среда взаимодействия со сверстниками обеспечивает становление коммуникативной компетенции: способности преодолевать эгоцентризм, понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными, распознавать коммуникативные ситуации и правила действия в них, адекватно выстраивать своё поведение.

Ключевой характеристикой практики является использование технологии организации детского сообщества и социо-игровых методов.

Целостность практики ровеснического образования и её существенное преимущество  определяется наличием: модели образовательного процесса, структуры его организации, системы подготовки педагога, средств построения совместной работы детей (знаково-символических средств - математических и др. таблиц ) и педагогических технологий (концепции ровеснического образования и системы обучения грамоте и математике (Е.Е. Шулешко, концепции театральной педагогики (А.П. Ершова, В. Букатов, Е.А. Аккуратова, технологии организации детского сообщества Н.И. Титова, технологии физической культуры (С.В. Реутский)

Детское сообщество коммуникация коммуникативные компетенции социализация, взаимодействие взаимоотношения детей и взрослых сверстники ровесники самообразование самообучение грамотное педагогическое поведение образ грамотно действующего
Вводная информация

Суть и ключевая концепция системы ровеснического образования

Суть концепции заключается в инновационном понимании целей, задач, содержания и средств образования. Целью и содержанием образования детей нового поколения является построение детского сообщества, которое осуществляется поэтапно. В младшем и среднем возрасте создаются предпосылки к его возникновению в каждой возрастной группе. В старшем дошкольном возрасте происходит его дальнейшее развитие путем организации сотрудничества детей в малых группах и межгруппового взаимодействия, которое создает условия для развития учебной самостоятельности и инициативности детей.

Средствами для построения детских сообществ является материал занятий и уроков, одним словом, всё то, чем занимаются дети ежедневно,  который организуется особым образом и становится важнейшей составляющей развития самостоятельности каждого ребёнка, так как именно содержание предметов обсуждается детьми, на его основе приобретаются знания и умения и кристаллизуются точки зрения и мнения.

Целостность концепции обеспечивается единством подхода всех педагогов, которые основной целью своих занятий с детьми считают построение детского сообщества.

Что даёт ровесническое образование

Для детей:

Что позволяет ребёнку самому ставить цели своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении своих проблем?

Ответ есть – это детское сообщество. Однако не любая спонтанная группа или группа детского сада, а сообщество:

  • организованное таким образом, когда в нем возникают по-человечески благоприятные естественные условия для сравнения своих знаний, умений с умениями и возможностями сверстника, условия, позволяющие каждому её члену выяснять мнение сверстника о себе и своё о нем. Именно вследствие этого происходит резкий скачок в развитии самопознания дошкольника.
  • сообщество, в котором поддерживается стиль парной и групповой работы, свободного обсуждения разных вопросов и высказывания разных точек зрения, которое способствуют овладению детьми конструктивными средствами взаимодействия со сверстниками и развитию умения работать в команде
  • сообщество, в котором основной формой совместного поведения является взаимодействие сверстники-сверстники, в отличие от диады ребёнок-воспитатель
  • сообщество, которое взрослые признают, как новую общность детей дошкольников - ровесники, в которой дети могут самостоятельно преодолевать разобщенность, организованно работать в группах, по-деловому обсуждать задание, инициативно передавать свой опыт и личные впечатления сверстнику.

Ребёнок не является самоучкой, в совместном ежедневном взаимодействии со сверстниками он согласовывает свои выборы: места, дела, напарника, мнения с партнерами по делу, вслушивается в их речь и демонстрирует собственную публичную позицию, уговаривает их словом и делом.  Ребёнок начинает понимать себя, когда видит, что делает сверстник, смотря на него, как на собственное отражение.

Детям необходима среда взаимодействия со сверстниками, в которой проявляется индивидуальность каждого, развиваются навыки критического мышления, приобретаются знания математических и научных принципов, развиваются языковые способности и грамотность.

Для этого педагог создаёт ситуации совместной парной и групповой работы, в которых дошкольники накапливают опыт совместного планирования дел, исследования причинно-следственных связей, обсуждения полученного опыта, идей и открытий. Взаимодействуя, дошкольники вырабатывают собственную точку зрения и умение её отстаивать.

Таким образом, развитие компетенций и получение знаний является результатом социальных процессов, которые протекают при взаимодействии двух и более человек. Активная позиция дошкольника в процессе взаимодействия со сверстниками даёт гораздо более высокий образовательный эффект, чем индивидуальное обучение и является ключом к развитию потенциала каждого ребёнка.

Для педагогов ровесническое образование – это инструмент, позволяющий организовать безопасную, развивающую, вариативную, образовательную среду, благоприятную для общения детей нового поколения, педагогов и родителей с целью обеспечения интересного, неформального проживания этого уникального периода жизни всеми участниками образовательного процесса.

Педагогический коллектив сопровождает образовательный процесс, организует и управляет им на основе открытости и равноправного участия в нем детей и взрослых, где вклад каждого имеет одинаковое значение. Педагог является для детей партнёром по диалогу и общению, проявляет готовность учиться вместе с детьми, расширять и развивать свои компетенции.

Для родителей ровесническое образование - это условие активного включения в жизнь детского сада, привлечение к участию в событиях с целью образовательного сотрудничества. На этой основе возникает общность «дети-педагоги-родители».

Что мы используем в практике образования:

         На какой основе строится взаимодействие детей? Что объединяет всех детей дошкольного возраста?

Это родной язык и грамота русского языка. Причем важно учесть, что исторически обучение письму, чтению и счёту являлось единым процессом и не разъединялось институционально: чтению обучаем в детском саду, письму – в школе. Дети дошкольного возраста осваивают письмо, чтение и счёт естественно, не испытывая трудности, в группе ровесников неизменно отвечая на вопрос «как ты научился?», говоря, «Я – сам!» Для этого мы используем уникальные авторские пособия Е.Е. Шулешко, которые являются средствами построения совместной работы детей.

Все направления работы в детском саду связаны едиными подходами к организации взаимоотношений детей. Общность (группа, подгруппа), в которой дети успешно работали или собираются работать, сохраняется, поддерживается и развивается педагогами во всех других занятиях, во всех видах образовательной деятельности. Культивируются совместные работы и оценка вклада каждого ребёнка самими сверстниками. Педагог делегирует детям инициативу в решении многих вопросов, связанных с участием в делах группы, развивая их самостоятельность в принятии решений.

Научные основания системы ровеснического образования:

  • социо-культурная педагогика (Л.С. Выготский),
  • теория амплификации (А.В. Запорожец),
  • психологические теории развития личности, памяти, мышления, речи (А. Арсеньев, П.И. Зинченко, Н. Шведова, Э.И. Леонгард)
  • философские концепции П.М. Ершова, М. Мамардашвили, А.Пятигорского.

   

Дополнительная информация о системе ровеснического образования.

История ровеснического образования. Авторы и методики.

Сколько существует мир, столько существуют подходы, на которых основывается система ровеснического образования. Прав будет читатель, который спросит: в чем же её уникальность? Уникальность её состоит в том, что в таком виде, в таком соотношении составляющих она могла возникнуть только в современном контексте времени.

Эта практика имеет прецеденты в истории педагогики. Так, первые принципы обучения детей в группах были сформулированы Я.А. Коменским. В России эти идеи поддерживали К.Д. Ушинский и Н.И. Пирогов. Существовали школы С.А. Рачинского и гимназия К. Мая, из которой, благодаря системе коллективного и группового обучения, вышли лучшие люди России – академик Н.А. Бруни, Д.С. Лихачев, художники  Р.М. и В.М. Добужинские, целые семьи Бенуа, Римских – Корсаковых, Семеновых-Тянь-Шанских. А в начале XX века К.Н. Вентцель предпринял попытку  создать модель дошкольного образовательного учреждения на основе объединения усилий педагогов, детей и родителей.

Советское образование развивало совсем другую практику и надолго забыло традиции детской общности. Однако в 70-е годы XX века возникла группа педагогов – новаторов, одним из которых был ученый – психолог Е. Е. Шулешко. Ему удалось создать основы ровеснического образования, воплотившего в системе обучения детей чтению, письму и счету. Таким образом, мы считаем, что сегодня необходимо воспроизводство культуры народа и создание новых традиций растущего поколения через становление детского сообщества, круга ровесников – реальности первого общественного признания детей равными по своим личным и культурным возможностям.

Система ровеснического образования в современном контексте

Система ровеснического образования, основанная на социо-культурных подходах к развитию детского сообщества и каждого ребёнка в отдельности полностью отвечает современным требованиям образования. Уважаемый родитель, наверняка, понимает, насколько важно сегодня научить ребёнка самостоятельно мыслить, решать учебные и жизненные задачи, разнообразно применять полученное знание, а не только усваивать готовую информацию.

Эти задачи ставит перед педагогами стремительно меняющиеся условия жизни наших детей и российское образование.

Система ровеснического образования зародилась 30 лет назад. Блестящие результаты были получены в более чем 20 регионах России. Вот не полный перечень географии распространения системы ровеснического образования: Кемеровская обл., Красноярский край, г. Магадан, Ростовская обл.. г. Смоленск и Смоленская область, Челябинская область, Киргизстан, Московская область (г. Лыткарино), г. Москва.

В детским саду мы создаем социо-культурную среду для взаимодействия детей, в которой строятся коллективные, ровеснические отношения, чтобы каждый дошкольник и школьник мог полно и разносторонне реализовать свои способности и стремления.

Решение этих задач достигается грамотной организацией  педагогичесого процесса воспитателями и состоит в налаживании игровых и деловых контактов детей, выявлении  образовательного потенциала детской общности, основанного на развитии:

 парных взаимодействий детей (от 3-5 лет) – принятие сверстника, развитие дружеских отношений и умения работать с ним в паре;

 групповых взаимодействий (от 5-7 лет) – способность работать в команде со сверстниками в количестве 6 человек, высказывть своё мнение и принимать другую точку зрения;

межгрупповых взаимодействий  детей (6-11 лет) – способность решать исследовательские задачи, учить сверстника, ставить образовательные задачи. 

В процессе образовательной работы мы используем авторские пособия Е.Е. Шулешко, которые являются средствами построения совместной работы детей.

Именно такой подход обеспечивает мощный интеллектуальный прорыв как группы детей в целом, так и каждого ребенка в отдельности, способствует активизации того потенциала детских возможностей, который обычно не востребован в системе традиционного обучения.

Обучение в сообществе активно развивает познавательный интерес и речь детей. В процессе взаимодействия, решая ту или иную задачу вместе с партнером, ребенок приобретает гибкость мышления, наблюдая демонстрацию разных точек зрения, приобретает собственную позицию, умение находить аргументы, убеждая сверстника. 

У каждого ребёнка возникает образ о себе как о деловом партнере, способном помочь в учебной ситуации, поддержать точку зрения другого и отстоять своё мнение. Дети приобретают такие качества, как личная культура, внутренняя самодисциплина, которые являются базой для саморазвития.

В ходе взаимодействия с ровесниками у детей складывается теоретическое мышление, учебная инициатива и способность самостоятельно оценивать результаты своей работы.  

Важно подчеркнуть, что в России и за рубежом существуют педагогические системы, идеи которых созвучны положениям системы ровеснического образования по ряду подходов.

К таким системам относится:

-  система Сингапурского образования (основана на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и. т. д. 

- опыт китайской школы AnjiPlay (в основе исследовательская деятельность детей, которая развивается в процессе реальной игры детей с природными материалами)

- методика КТД — коллективных творческих дел, коллективного творческого воспитания или как еще её называют «педагогики общей заботы» (Иванов И.П.). С этой системой нас роднят идеи равенства и творческого единения детей и взрослых.

- технология мастерских (С. Френе, Ж. Пиаже, А.Н. Тубельский, М.П. Щетинин), возникшая во Франции, интересна тем, что в её основе лежит принцип передачи учащимся способов работы, а не конкретных знаний, что инициирует развитие личности, способной к самосовершенствованию и саморазвитию. 

- школа «диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), развиваемая на основе идей М.М. Бахтина. Важной, на наш взгляд, является идея диалогической, смысловой связи участников процесса обучения и развития их коммуникативных качеств. Её аналог программа «Пятое измерение» существует в США (Г. Браун, Д. Блисс, М. Акью). Она нацелена на социокультурную адаптацию детей из не англоговорящих иммигрантских семей.

         - «рефлексивное образование» (М. Липман, Э. Шарп, М. Притчард, Л. Сплиттер), возникшее в США и развивающее идею образования как исследования. Эта система, с одной стороны, учит детей мыслить, с другой, контактировать со сверстниками, как оппонентами.

Система обучение грамоте - письму, чтению и счёту на основе разработок Е.Е. Шулешко.

Смысл дошкольного обучения грамоте - воспитать в детях, а не в отдельном ребенке, намерение выразить себя в чтении, в любой рукописной записи сначала для сверстника, взрослого и детей в группе, а потом для учащихся и учителя в школе. Грамота приобретает значимость для ребёнка в том случае, если он почувствует её социальную, культурную функцию, которая может проявиться только в ситуации ее использования в группе ровесников, минимальной из которых является пара.

Сознательное отношение детей к овладению грамотой обеспечивается обсуждением самого процесса чтения, письма и счёта сверстниками, согласованностью их действий, где каждый может проявить собственное понимание общего дела.

Овладение детьми грамотой осуществляется на основе использования знаковых объектов, которые становятся средствами построения совместной работы детей и являются одним из важнейших условий начальной организации обучения чтению, письму и счёту. К ним относятся таблицы «Аквариум» и малые таблицы, таблицы «Улица домов для чисел», «Информационная сетка чисел», «Росчерки», «Элементы букв в квадратах».  

Система обучения грамоте основывается на следующих принципах:

  • сохранение единства устной и письменной форм речи на основе единства обучения чтению и письму;
  • знакомство с тремя знаковыми системами: буквенной - алфавитом, в котором пространственно и графически представлены все существующие группы букв, звуковой и числовой;
  • выявление слога как меры сохранения, восприятия и порождения речи, как ритмической, пространственной (графический облик), интонационной, временной (длительность звучания), а на ранних этапах речевого развития и смысловой единицы речи;
  • сохранение специфики дошкольного стиля обучения средствами освоения рукописной записи, как итога общего развития детей, всей разнообразной жизни в детском саду, которая обеспечивается различными видами занятий: музыкой, танцами, конструированием, рисованием и. т. д.;
  • сохранение психических качеств, к которым относятся: отчетливость и громкость речи, координация совместных действий, определение объема рабочих усилий, доверие к своей руке, вслушивание в поток речи;
  • осуществление единства голосовых, зрительных, слуховых и двигательных впечатлений на основе организации единого пространства действий и характера действий детей.

Технология организации детского обучающегося сообщества.

Автор Титова Н.И.

Технология организации детского сообщества рассматривается нами как средство формирования способности детей к самоорганизации в учебной работе и в собственной жизнедеятельности, развития ориентировки детей дошкольного возраста в своих возможностях и умения самоизменяться и саморазвиваться.

В соответствии с современными целями образования развитие способности детей мыслить, решать учебные задачи, разнообразно применять полученное знание становится приоритетным по сравнению с усвоением знаний. В самоорганизующемся сообществе детей дошкольного возраста у каждого отдельно взятого ребенка возникают такие индивидуальные качества, которые позволяют ему безболезненно, по достижении семи лет вместе со сверстниками адаптироваться в школе.

Мы определили пять основных критериев, на которые педагог может ориентироваться, организуя детское сообщество. К показателям,  позволяющим измерить данные критерии в любой группе детского сада, относятся:  частота обращения детей друг к другу;  речевая активность детей  или манера обращения; направленность обращения детей (к педагогу, ко всей группе, к сверстнику); частота изменения дистанции между детьми (взаимодействие на занятиях, участие в жизни группы, возможность обзора работ детей); виды разговоров детей (общие, деловые, личные).

Единицей анализа становится эффективность работы группы или подгруппы, слаженность работы детей в определенном составе, их умение организовать дело, поддерживать деловую обстановку и доводить начатое до конца. Только в обстоятельствах такого общения педагог рассматривает каждого отдельного ребенка, его потенциал и его возможности проявления себя в другом составе детей. Результат такой работы всегда общий, а не индивидуальный, его сущность состоит, прежде всего, в самом процессе деятельности. Возможности достижения общего результата группой детей кроются в необходимости организации педагогом педагогического процесса.

Технология организации педагогического процесса предполагает выстраивание взаимосвязанных технологических цепочек – приёмов работы с детьми, действий самих детей и действий педагога, позволяющих осуществлять и прослеживать динамику складывающегося детского сообщества от одного состояния к другому.

Взаимодействия детей не должны обслуживать процесс обучения.  Именно самоценность дружеских отношений и построение на их основе обучающегося сообщества детей дошкольного возраста является целью педагогической работы, а её стержневым элементом – обеспечение последовательности изменений, происходящих с детским коллективом, в котором педагогом отслеживается психологическое состояние каждого ребенка. Результаты этих изменений являются показателями развития детского сообщества и каждого ребенка в отдельности.

Доп. информация
Мы в соцсетях
Шулешко Евгений Евгеньевич
Шулешко Евгений Евгеньевич
Контакты
Email: akkuratovae@yandex.ru Елена Аккуратова

Ico articles
Полезная информация

Ресурсы:

www.openlesson.ru, www.effortlesson.ru, www.horoshkola.ru
×
Там интересно:
Зарегистрируйся
  Будь первым